Пост взят из Телеграм-канала "Безвольные каменщики"
Отличный фильм Стивена Содеберга «Заражение» предсказал очень многие события нынешней эпидемии. Картина вышла в далеком и безопасном 2011 году, но даже тогда после ее просмотра становилось не по себе: оказывается, вирусы и прочие патогены везде! Вот болеющая, но еще не знающая об этом героиня кашляет, прикрывая рот ладонью, а потом этой же рукой берет стакан. Его убирает официант – и все, он тоже заражен. Через несколько дней уже этот официант чихает и кашляет, но едет в метро на работу – и поручни становятся источником опасности для десятков пассажиров. Кнопки лифта, продукты в супермаркете, стаканчики с кофе, посылки, письма – кажется, невозможно ступить и шагу, чтоб не подцепить десяток разных вирусов и бактерий. Это не говоря о уже о встречах с людьми, которые, как выяснилось, беспрерывно распространяют вокруг себя всевозможные жидкости: наверно, многие видели в Сети эффектные мультяшки, показывающие, как много микрокапелек разлетается у нас из рта при кашле, чихании, разговоре и просто когда мы дышим.
Но в реальности выяснилось, что заразиться коронавирусом через фомиты, похоже, довольно сложно (мы подробно обсуждали это в прошлом посте 1), а вот через крупные капли биологических жидкостей или висящие в воздухе аэрозоли – вполне. И именно последний способ – ответ на вполне логичный вопрос: "Как можно заразиться от бессимптомных носителей?" Напомню, сегодня считается, что они ответственны не менее, чем за 40% случаев инфицирования.
Итак, аэрозоли. Этим термином ученые называют взвесь капелек, размер которых меньше 5 мкм. Все большее количество работ показывают, что аэрозоли могут образовываться не только при разговоре, но и при дыхании 2. В отличие от более крупных капель, они не падают на землю, а парят – такая взвесь может сохраняться часами, а следы SARS-CoV-2 детектировались в аэрозолях до трех часов 3 (впрочем, рвньше мы обсуждали 4 эту работу и говорили, что начальные концентрации вируса, которые ученые использовали в "распылительных" экспериментах, намного больше тех, что содержатся в слюне инфицированных). Висящая в воздухе взвесь капелек слюны должна быть особенно опасна, если дело происходит в помещении, где долго находится много людей. Вполне вероятно, что именно так за один вечер от единственного носителя COVID-19 заразились 53 из 61 члена церковного хора городка Маунт-Вернон в американском штате Вашингтон. Двое из заболевших скончались.
Второй способ подцепить коронавирус от бессимптомного носителя – поболтать с ним. Во время разговора изо рта вылетают тысячи капелек слюны. Причем чем громче вы говорите, тем их больше. С громким пением на маленькой дистанции – и соответственно, более высокой изначальной вирусной нагрузкой – связывают 5 более тяжелое течение COVID-19 у немцев, заразившихся на карнавале в городе Хайнсберг, где был так называемый суперраспространитель – инфицированный, от которого заразилось огромное количество других людей. Слово «карнавал» может смущать: на деле, этот традиционный праздник представляет собой нечто вроде ярмарки со множеством маленьких забегаловок или просто столиков, где люди собираются вместе попить пива и попеть.
Большие тяжелые "разговорные" капли быстро падают на землю, маленькие легкие – остаются висеть в воздухе. По оценкам, сделанным китайскими биологами после вспышки SARS, каплям диаметром больше 100 мкм, чтобы долететь до земли с трехметровой высоты, нужно 10 секунд, 20-микрометровым – четыре минуты, капли диаметром 10 мкм падают 17 минут, а те, размер которых не превышает 1-3 мкм остаются висеть очень долго. При этом по дороге вниз часть больших и средних капель высыхают, становятся маленькими и тоже «зависают», превращаясь в аэрозоль.
Такие дела. Превалирование аэрозольного пути оказалось неожиданностью для ученых и чинвников от здравоохранения. Этот факт означает, что маски являются куда более действенным способом защиты, чем мытье рук (по крайей мере, точно не менее). Как вы помните, это ровно противоположно тому, о чем говорили в начале эпидемии.
А также крайне важна та самая пресловутая социальная дистанция. Что поделать, наука и произрастающая из нее медицина – штуки динамические. Если появляются новые убедительные данные, старые концепции нужно пересматривать. И это не признак слабости науки, а как раз наоборот.
Ссылки:
1 - https://www.facebook.com/irina.yakutenko/posts/10158253170844800
2 - https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/risa.13500
3 - https://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMc2004973
4 - https://www.facebook.com/irina.yakutenko/posts/10158106276534800
5 - https://www.medrxiv.org/con.../10.1101/2020.05.04.20090076v1
Оригинал поста см также тут
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=10158262614399800&id=581494799